Летаем на квадрокоптере по закону

Все описанные в этой статье методы по оформлению полётов на дроне(квадрокоптере) по закону не претендуют на 100% успех и вам возможно придётся дорабатывать вашу форму представления на полёты и форму с планом полётов, если попросит это сделать сотрудник диспетчерской службы Вашего региона. Однако, описанные в моей статье ситуации проверены были мной методом проб и ошибок на примере моего региона — Алтайского Края.

Страшно, что предстоит прочитать так много текста и столько букв? Не пугайтесь, просто стоит один раз прочитать и в первый раз помучиться, а потом всё будете делать по шаблонам и в считанные минуты.

РЕГИСТРАЦИЯ ДРОНА(БВС):

И так, вы приобрели квадрокоптер и хотели бы начать свой первый полёт с целью получить красивые кадры с камеры своего дрона, но не хотели бы при этом иметь проблем с законом, что делать? Первым делом вы должны поставить свой квадрокоптер на учет, поможет Вам в этом информация на сайте Федерального Агентства Воздушного транспорта (Росавиация):

https://favt.gov.ru/dejatelnost-ucet-bespilotnyh-grajdanskih-vozdyshnih-sudov/

Перейдя по указанной ссылке, Вам будет предложено несколько способов зарегистрировать ваш дрон. Выбирайте тот, который наиболее удобен для вас и выполните все рекомендации, ведь любая ошибка может быть причиной начать всё сначала. Укажите точно данные квадрокоптера, свои личные данные и приложите фотографии (от 1 до 3) вашего квадрокоптера.  Рекомендации к фото найдете так же по указанной ссылке.

Примечание автора: Согласно законодательству РФ регистрации(учёту) подлежат все БВС тяжелее 250 грамм. Если например у вас DJI MINI (249 грамм), вы можете пропустить этап постановки на учёт. Однако это не отменяет оформление полётов в Росавиации, согласно описанным ниже процедурам. Также, если летать планируется в черте города(населенного пункта), то необходимо получить разрешение и в его администрации.

Далее, уже спустя несколько дней (обычно в течении 14 дней, а иногда раньше), на указанный Вами адрес электронной почты придёт уведомление, в котором должен содержаться ответ, если это положительный ответ — то в приложении к письму будет официальный бланк Росавиации с регистрационным номером вашего дрона. В противном случае в письме будут просто рекомендации по исправлению ошибок, а иногда могут даже позвонить вам (если ранее вы указали свой номер телефона).

Примерное содержание бланка с постановкой на учет БВС:

Примерное содержание ответного бланка с учетным номером дрона (БВС)

Затем, когда регистрационный номер уже у вашего дрона есть, вам необходимо нанести его на его корпус. Рекомендации опять же найдете по уже указанной выше ссылке. Отмечу только, что можете сделать это с помощью маркера (для CD дисков например) или напечатать номер на бумаге с клейкой основой (наклейки). Это в принципе простой процесс…

Дальше, если вы планируете летать в населенном пункте, например в черте города — то придётся согласовать это с местной администрацией. Например в Барнауле этим занимается «Комитет по дорожному хозяйству». В Вашем городе этим может заниматься другой орган местного самоуправления.

САЙТЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПОЛЁТОВ:

И вот мы подошли к началу оформления непосредственно полётов и первым делом нам понадобится летная карта, чтоб мы могли явно видеть места и координаты, где хотим летать. Для этого обратимся к следующим сайтам:

  1. https://fpln.ru — Достаточно популярный сайт для подготовки полётных представлений, тут указаны все зоны аэропортов  и диспетчерские. Большинство владельцев БВС его как раз и используют. Недостаток лишь один, тут нет информации о текущих ограничениях ВР или МР (временный или местные режимы). Зато регистрация на этом сайте не обязательна.
  2. https://zs.ivprf.ru — Это уже официальный адрес сайта (ЕС ОрВД), на котором доступен весь функционал для оформления полётов на воздушные суда, в т.ч. и квадрокоптеры. В данном случае указан сайт Западно-Сибирского региона, если вы живёте(требуется летать) в другом регионе, то страничку(ссылку) своего ЕС ОрВД ищите на https://ivprf.ru. Тут к Вашим услугам уже не только указание границ районов, но и сможете видеть все режимы ВР или МР, которые установлены в том или ином месте. На этом сайте нужно будет пройти регистрацию для доступа в личный кабинет. Сам по себе этот процесс вполне простой.

Я лично пользуюсь вторым вариантом, так как там можно видеть в каких местах уже установлены режимы и тогда я могу скорректировать свои координаты, чтоб не задеть границы уже установленного режима.

Напомню, что в этой статье оформляем полёт на примере Западно-Сибирского региона, хотя  принципиальных различий в других регионах быть не должно. Могу сказать, что только для приграничных районов могут понадобится дополнительные разрешения (ФСБ, ФСО, Росгвардии и прочие…), но мы с вами рассмотрим только стандартное оформление для не приграничных районов.

ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ВРЕМЕННЫЙ ИЛИ МЕСТНЫЙ РЕЖИМ:

Возможно вы уже заметили формулировку ВР и МР? Это обозначение режимов для полётов, главное их отличие в одном, если в вашем городе(населенном пункте) имеется международный аэропорт, то тут без вариантов, оформляем представление только на Временный Режим (ВР). Ведь диспетчерская зона вашего аэропорта скорее всего покрываем весь ваш город, но лучше посмотрите карту(ссылки даны выше), где отмечены границы таких диспетчерских зон. В случае, если ваша локация полётов не попадает под  диспетчерскую зону международного аэропорта, тогда оформляйте представление на Местный Режим (МР).

И запомните!

Временный режим (ВР) оформляется не позднее, чем за 5 суток до нужной даты полётов.

Местный режим (МР) оформляется не позднее, чем за 3 суток до нужной даты полётов.

Это кстати не все их различия. Бланки представлений почти одинаковы, их различия лишь в «шапке», где адресатами значится либо начальник Зонального центра вашего региона, если оформляете МР — либо начальник Единого центра, если оформляете ВР. Само их заполнение полностью идентично. Вот пример из двух представлений:

Пример заполнения представлений на ВР и МР

Надеюсь на показанных примерах вам многое стало понятно, но наверняка есть и вопросы по некоторым моментам, особенно, если вы делаете это впервые. Сразу заполняем данные вашего дрона — его название, вес и регистрационный номер. Затем указываем желаемые даты полётов, можно указать до трех дат основным и до трех резервных (если есть необходимость в этом).

Давайте теперь ненадолго остановимся на координатах, времени по Гринвичу и высоте от уровня моря.

И так, что такое географические координаты и где их брать? Если интересно в принципе, что это и зачем, то добро пожаловать в  Википедию:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Географические_координаты

Мы же сразу начнем работать с ними. Как правило, если вы летаете на квадрокоптере, то зона вашего полёта определяется радиусом окружности с центром в середине. Так вот, середина и будут теми самыми координатами. зайдём на сайт FPLN и найдем на карте точку, которая будет серединой нашего радиуса. Ну примерно так:

Пример поиска координат.

Перемещаем курсор мыши туда, где предположительно будет центр Вашей окружности и смотрим в левый нижний угол (как на картинке). Видим географические координаты, если в вашем случае они выглядят иначе, то их формат можно поменять в настройках этого сайта (вверху, справа). И вот в моём случае я получил следующие цифры:

53°20'51''N 083°46'44''E

Примечание автора: Внимание, координаты на этапе подачи плана полёта подаются в сокращенном виде — 5320N08346E, а в поле RMK/ZONA в виде 532051N0834644E, все подробности читайте ниже, в разделе составления плана полёта.

На моём примере, эти координаты находятся рядом с нулевым километром города Барнаула. Центр окружности в принципе мы определили, но теперь нам нужно определить размер(радиус) этой самой окружности. В моём случае это 0.6 км, т.е. радиус 600 метров от центра окружности. На картинках с представлениями это явно указано (в поле Зона).

Ладно с координатами вроде разобрались, но к ним мы ещё вернемся, когда начнем заполнять план полётов. Теперь на какой высоте будем летать. Все высоты в авиации считаются от уровня моря(AMSL), а значит нам нужно определить высоту над уровнем моря в вашей зоне полётов и тут важно понимать на какой высоте относительно уровня моря находится земная поверхность, где вы совершать будете свой полёт. К сожалению я так и не смог найти универсального сервиса для определения уровня моря, но вполне пригоден для этого сервис Google Планета Земля, на котором приблизите нужную локацию и тыкните туда мышкой (или поместить курсор мыши в нужное место), в нижней части карты увидите и координаты и высоту над уровнем моря (справа от координат). На примере указано от 0 до 500 метров над уровнем моря, в принципе у меня это приняли, но правильнее всё же будет в этом случае от 185 до 500 метров. Ведь ниже значения «от» получается уже земля, а под землёй летать не получится (как бы вы этого не хотели).

Дальше хорошо бы указать высоту полёта от фактической поверхности земли (AGL). В моём случае я указал 200 метров т.е. от 0 до 200 метров.

Теперь время действия вашего режима и указывать его необходимо только в формате UTC т.е. по Гринвичу. В моём случае общая продолжительность работ указана с 1:00 по 15:00, по местному времени получается с 8:00 по 22:00, учитывая, что разница моего региона с UTC +7 часов.

Теперь указываем вид деятельности, т.е. причину полёта. Тут указать можете вашу причину. Ниже примечание указываете по необходимости. Ещё ниже указываете свои контактные данные, своё ФИО или название вашей организации. Кто ваш пилот, разработчик представления и руководитель мероприятия. Скорее всего это будет один человек — Вы, а значит указываете свои данные, если у вас организация и несколько человек оформляют представление — указывать тогда каждого человека в своём поле (пилота, разработчика представления и руководителя мероприятия). Контакты диспетчеров также возможно придётся изменить в вашем случае, если у вас другой регион.

После заполнения представления на ВР, его требуется в первую очередь согласовать с начальником зонального центра вашего региона, в моём случае ЗЦ находится в Новосибирске и когда вам перезвонит начальник ЗЦ, утвердит ваше согласование и назовет свою фамилию — можете направлять своё представление на ВР в ЕЦ (Единый центр), который находится в Москве. Обязательно потребуется на этом же бланке представления указать, с кем именно он был согласован. Если, вы всё сделали верно, то ЕЦ присвоит номер вашему ВР, например ВР1399, обычно ваш режим начинает отображаться сразу на карте сайта ЕЦ ОрВД, как только его вам присвоят. Как вариант можете позвонить в ЕЦ, чтоб уточнить свой номер ВР. Если с вашей стороны были допущены ошибки, вам сообщат об этом и вам придётся устранить их.

Как направлять своё представление (ВР или МР) на полёты? На сайте https://zs.ivprf.ru описано несколько способов, такие например, как факсимильной связью и электронной почтой. Я выбрал второй способ. для меня он привычнее и удобнее. Адреса электронной почты в ЗЦ или ЕЦ можно найти на этом же сайте (титульная страница).

Как оформлять местный режим? Тут ещё проще, Вам нужно примерно сделать всё тоже самое, только в шапке представления адресатом должен значится начальник вашего ЗЦ, а запрос должен относится к установлению местного режима. Отсылать его в ЕЦ не нужно, всё делается только с вашим ЗЦ. Когда вы всё сделали без ошибок, вам дадут номер местного режима, примерно как МР1944. Если были ошибки, либо вам перезвонят, либо вы сами позвоните в ЗЦ и уточните, что не так. Выше на картинке явно виден образец представления на МР.

ОФОРМЛЕНИЕ ПЛАНА ПОЛЁТОВ:

Если вам уже дали номер  режима ВР или МР (смотря что вы оформили), следующий шаг — это оформление плана полётов. Он должен подаваться примерно за сутки, до даты полёта. В моём случае он подаётся на ту же электронную почту, что и представление на ВР или МР.

Давайте рассмотрим пример заполнения плана полётов, который подаётся на бланке телеграммы:

 В принципе на примере по картинке дословно понятно, что и как заполнять, но давайте немного пробежимся по его полям…

Куда, Кому — тут в принципе понятно, нужно указать ваш зональный центр, в моём случае это Новосибирский ЗЦ.

Строка отправителя — Тут указываете полностью ваше ФИО или Вашу организацию.

а теперь основная часть этой телеграммы, где указываем план полётов, а начинается он с открытой скобки и надписи SHR-ZZZZZ, эту часть пропускаем, в нашем случае она не понадобится, идем дальше:

-ZZZZ0100 — обращаем внимание на цифры 0100, это время начала вылета в формате UTC, т.е. в 01:00 мы начинаем летать на нашем квадрокоптере. По местному это получается в 8:00 (+7 часов). 

-M0000/M0050 — тут указан диапазон высот над уровнем моря (AMSL), в данном случае от 0 до 500 метров, если бы тут было указано -M0000/M0500, тогда бы это означало от 0 до 5000 метров.

/ZONA R001 5320N08346E / — тут указан размер нашего радиуса, а именно 1 километр по координатам 5320N08346E (тут координаты, как вы заметили имеют сокращенный вид, так и указывайте). Следует помнить, что размер радиуса окружности указывается кратно километру, т.е. 1, 2, 3 и т.д. Если у вас радиус в представлении указан менее 1 километра, к примеру как у меня 600 метров, то в этом поле радиус указывать не нужно. Выглядеть оно тогда будет так /ZONA 5320N08346E / и в моем случае именно так и указано, ведь у меня радиус был указан в представлении 600 метров. Если вы оформляете представлении радиусом более, чем 1 километр, то соблюдайте кратность километру, например подавайте представление на радиус в 2 километра, тогда и на этапе подачи плана полёта вам будет удобнее.

-ZZZZ0700 — это продолжительность нашего полёта, время в формате UTC т.е. в течении 7-ми часов будем работать, а именно летать на нашем квадрокоптере. 

-DOF/210509 — в этом поле указана дата нашего полёта, т.е. 9 мая 2021 года.

REG/007j455 — тут указываете регистрационный номер вашего квадрокоптера (БВС), вместо 007j455.

DEP/5320N08346E DEST/5320N08346E — тут сразу два поля — аэродром вылета и прилета, но заполняем их одинаково, координатами нашего центра радиуса.

EET/UNBB0001 — тут указывается диспетчерская зона (её индекс) и через какое время мы там окажемся, т.е. в моем случае над городом Барнаулом индекс UNBB, а время нашего прилета туда моментальная, ведь наш БВС взлетает именно там,  а значит хватит одной секунды т.е. 0001.

TYP/BLA — тут всё понятно, тип нашего воздушного судна — беспилотник. Оставляем как есть.

OPR/ИВАНОВ И.И. — кто оператор дрона т.е. пилот нашего квадрокоптера. Указываем себя или свою организацию(если ранее в представлении вместо фамилии вы указали именно организацию).

RMK/ЗОНА РАДИУСОМ 0,6KM С ЦЕНТРОМ 532051N0834644E ВР1244,
ТЕЛ. ОПЕРАТОРА +79999990000 ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ, РАЗРЕШЕНИЕ ГОРОДА №71 ОТ
29.04.2021

И наконец последнее поле плана полётов RMK/ЗОНА, тут даём более точную расшифровку параметров нашего полёта: радиус, координаты его центра, номер режима, телефон оператора, ФИО оператора и в конце указываем номер разрешения, если оформляли полёт в населённом пункте.

В конце телеграммы указываем дату, свои контактные данные, ФИО и подпись. После чего отправляете в свой ЗЦ. Спустя минут 10 — 15, можете позвонить в свой ЗЦ и узнать о получении плана полётов, вам либо подтвердят его получение, либо скажут исправить ошибки и повторно отправить. Если всё правильно, то поздравляю, можем приступать к началу наших манёвров…

ПРОЦЕСС НАЧАЛА И ОКОНЧАНИЯ ВОЗДУШНЫХ РАБОТ (ОБЩЕНИЕ С ДИСПЕТЧЕРАМИ):

И вот наступил тот долгожданный день наших полётов. Теперь мы должны
связаться с диспетчерами и порядок таков(на примере города Барнаула):

1. ЗА 2 ЧАСА ЗВОНОК В ЗЦ 383 3190918, чтоб подтвердить своё намерение полётов.
2. ЗА 1 ЧАС ЗВОНОК В РЦ 383 3191406 (запросить условия использования возд. пространства)
3. НЕ ПОЗДНЕЕ 5 МИНУТ ЗВОНОК В БАРНАУЛ 3852 240208 И В РЦ 383
3191406 (перед началом взлета)
4. НЕ ПОЗДНЕЕ 5 МИНУТ ЗВОНОК В БАРНАУЛ 3852 240208 И В РЦ 383
3191406 (конец работ)
5. ЗВОНОК В ЗЦ 383 3190918 (окончание работ, отмена МР или ВР)

Если у вас был установлен временный режим, то для его снятия необходимо будет позвонить в Единый центр(в Москве который). Скорее всего вам об этом напомнят и сами диспетчера, когда вы будете звонить в ЗЦ.

PS: скачать все нужные формы и образцы их заполнения можете здесь.