Публикация в группе: блог Виталия Чанкина
Все описанные в этой статье методы по оформлению полётов на дроне(квадрокоптере) по закону не претендуют на 100% успех и вам возможно придётся дорабатывать вашу форму представления на полёты и форму с планом полётов, если попросит это сделать сотрудник диспетчерской службы Вашего региона. Однако, описанные в моей статье ситуации проверены были мной методом проб и ошибок на примере моего региона – Алтайского Края. Время от времени и мне приходится вносить правки в статью, каждый год что то меняется и опыт оформления полётов тоже улучшается.
Вам может показаться, что тут излишне много информации и легко запутаться. В первый раз возможно так и есть, но потом будет гораздо легче, просто следуйте инструкции. Статью мы разбили для удобства на несколько блоков спойлеров по темам, чтоб вы могли сразу перейти к нужной информации. В качестве примера тут описана процедура получения разрешения в городе Барнауле (Алтайский край), но уверен она не особо сильно отличается в других регионах РФ.
И для начала рекомендуем почитать про текущие запреты и принятые постановления (под спойлером ниже)
ВАЖНО ПРО ЗАПРЕТЫ (актуальные законы и постановления)Для Барнаула и Алтайского края:
Примечание автора (от 16.04.2023):
И перед тем, как соберетесь летать на своем дроне, ознакомьтесь с актуальной информацией о запретах на полеты в своем регионе, так как из-за повышенной террористической угрозы и по известным причинам, которые разворачиваются на территории сопредельного государства (Украины), в большей части регионов России запретили такие полеты. Алтайского края и республики Алтай пока нет в этом списке, но Вам советуем проверить такой список, а так же проверить информацию на официальном сайте правительства своего региона.
На данный момент лично я получил некоторые комментарии от уполномоченного сотрудника из Комитета по дорожному хозяйству города Барнаула, что этот вопрос прорабатывается и в июне месяце 2023 года возможно станет известно, ожидаются ли такие запреты в Алтайском крае.
ДОПОЛНЕНИЕ (от 17 МАЯ 2023):
В Алтайском крае и других регионах РФ был введен введен временный запрет на полеты БВС до особого распоряжения. Причина – терракт в Москве с использованием беспилотников. Запрет касается крупных городов, как например Барнаул и т.п. Надеемся, что этот временный запрет не станет постоянным или долгим…Дополнение: неактуальная информация перечеркнута, я направлял запрос в дорожный комитет Барнаула, откуда пришел ответ, суть которого заключается в том, что теперь (с июня 2023 года) можно оформлять разрешения на ИВП в городе, как и раньше. Документ ответа комитета ниже…
С 1 марта 2024 принято постановление на упрощение запуска беспилотников
Как сообщается в некоторых источниках, данное постановление направлено для упрощения запуска беспилотников до 30 кг в населенных пунктах, при соблюдении некоторых условий:
- Исключительно в светлое время суток
- до 150 метров на земной или водной поверхностью
- в поле прямой видимости оператора
- вне запретных зон, установленных Министерством транспорта РФ
- без предоставления властям плана перемещения БПЛА весом до 30 кг
И казалось бы, вот и дождались – теперь любители творческой авиасъемки могут вздохнуть спокойно, но не все так безоблачно, как хотелось бы. Смущает третий пункт в указанном списке, про запретные зоны, а они почти наверняка есть в крупных городах вроде Барнаула, Новосибирска и т.п. Наличие аэропорта уже перечеркивает на НЕТ принятое 1 марта 2024 года постановление. Ведь раньше и без этого постановления в принципе можно было запускать дрон где ни будь на периферии, за городом, отъехав за диспетчерскую зону аэропорта или его контрольную точку. К сожалению нет четкого объяснения этому на данный момент, хотя в СППИ уже есть некий “намек” на это, при планировании полетов. Так например внимание на скриншот:
И как видим, есть очевидные соответствия с принятым положением, зеленый список того, какие условия нами выполнены, но одновременно есть и ограничение, по факту наличия рядом с Барнаулом – международного аэропорта, что означает о необходимости бюрократической процедуры оформления полетов, как и раньше. Но есть и положительная новость, на примере того же Бийска, где нет аэропорта, а значит как бы можно летать без бюрократических проволочек, внимание на скриншот ниже:
Да, если верить этой информации из скриншота, мы можем брать дрон и идти спокойно летать в указанный район Бийска, но кто желает проверить? Просто нет полной уверенности в этом, пока не будут полные разъяснения от городских властей тех населенных пунктов, где будете летать. Хотя само наличие такого постановления, уже даёт хорошие надежды для тех, кто занимается творческой съёмкой с воздуха.
PS: Но почему нельзя просто разрешить в любом городе до 150 метров над землей запускать дрон? В любом случае аэропорту это никак не помешает. Зачем постоянно мешать творческим людям и создавать сложности?
И ознакомьтесь с этой картой, где указаны регионы, в которых запрещено запускать дроны:
Ну а теперь перейдем к непосредственной подготовке полетов вашего дрона:
И так, вы приобрели квадрокоптер и хотели бы начать свой первый полёт с целью получить красивые кадры с камеры своего дрона, но не хотели бы при этом иметь проблем с законом, что делать? Первым делом вы должны поставить свой квадрокоптер на учет, поможет Вам в этом информация на сайте Федерального Агентства Воздушного транспорта (Росавиация):
https://favt.gov.ru/dejatelnost-ucet-bespilotnyh-grajdanskih-vozdyshnih-sudov/
Перейдя по указанной ссылке, Вам будет предложено несколько способов зарегистрировать ваш дрон. Выбирайте тот, который наиболее удобен для вас и выполните все рекомендации, ведь любая ошибка может быть причиной начать всё сначала. Укажите точно данные квадрокоптера, свои личные данные и приложите фотографии (от 1 до 3) вашего квадрокоптера. Рекомендации к фото найдете так же по указанной ссылке.
Примечание автора: Однако это не отменяет оформление полётов в Росавиации, согласно описанным ниже процедурам. Также, если летать планируется в черте города(населенного пункта), то необходимо получить разрешение и в его администрации.
ВАЖНО! начиная с 19.03.2022 г. все БВС весом от 150 граммов необходимо регистрировать в установленном законом порядке на общих основаниях! Так что теперь владельцы MAVIC MINI (и им подобных) с весом 249 грамм теперь должны тоже проходить через такую процедуру… Однако есть и хорошая новость, владельцам дронов 249 грамм нет необходимости оформлять разрешение в населенном пункте, что существенно ускоряет процесс подготовки полетов.
Далее, уже спустя несколько дней (обычно в течении 14 дней, а иногда раньше), на указанный Вами адрес электронной почты придёт уведомление, в котором должен содержаться ответ, если это положительный ответ – то в приложении к письму будет официальный бланк Росавиации с регистрационным номером вашего дрона. В противном случае в письме будут просто рекомендации по исправлению ошибок, а иногда могут даже позвонить вам (если ранее вы указали свой номер телефона), но далеко не факт, что Вам позвонят. Скорее всего в таком случае придет отказ с указанием ошибок и Вам все придется делать сначала.
В случае успешной регистрации дрона вы получите по электронной почте примерное содержание бланка с постановкой на учет БВС:
Затем, когда регистрационный номер уже у вашего дрона есть, вам необходимо нанести его на его корпус. Рекомендации опять же найдете по уже указанной выше ссылке. В принципе сам процесс нанесения номера на корпус БВС вполне простой, можно как вариант использовать перманентный маркер…
Или можете обратиться ко мне, указав рег-номер Вашего БВС. На листе формата А4 с матовой поверхностью и с самоклеящейся основой я распечатаю на лазерном принтере ваш регистрационный номер. Точнее их (номерков) будет больше 100 шт* на указанном листе, так что хватит надолго! Лист А4 сегментированный, на каждом сегменте умещается несколько номерков, цена услуги 50 рублей/лист (без учета почтовых издержек, доставки). Считайте это вашим скромным вкладом в развитие нашего проекта!
*зависит от размера шрифта, по умолчанию размер 18 – 20, шрифта Unispace. Также следует учитывать на процент отбраковки номерков расположенных по краям листа (у полей) или на стыках сегментов. В любом случае для БВС форм-фактора MAVIC номерков на листе будет более чем достаточно.
Сразу оговорюсь – лучше оформлять разрешение в населенном пункте задолго, полтора-два месяца, минимум за месяц, до предполагаемой даты полетов. Учитывайте это, ведь потом вам ещё придется оформлять полеты в Росавиации(подача представлений и полетных планов), на что тоже понадобится время.
И ещё, если у вас дрон 249 грамм и легче, можете смело пропускать эту информацию и переходить к следующему шагу.*
Если вы планируете летать в населенном пункте, например в черте города и ваш дрон тяжелее 249 грамм* – то придётся согласовать это с местной администрацией. Например в Барнауле этим занимается “Комитет по дорожному хозяйству”. В Вашем городе этим может заниматься другой орган местного самоуправления. Весь необходимый пакет документов можете доставить туда лично или посредством емайл, факса и т.п., если такие варианты предусмотрены в ведомстве вашего населенного пункта.
*Лучше уточните этот момент у местной администрации, дабы избежать возможных недоразумений…(примечание автора)
Пакет документов, который потребуется на примере города Барнаула:
-
-
- Уведомление о постановке на учет указанного Вами БВС. (который пришел вам из Росавиации)
- Страница с техническими характеристиками указанного Вами БВС (квадрокоптера).
- Согласие на обработку персональных данных. (бланк скачать можно тут )
- Скан Вашего паспорта (разворот где выдан, ФИО и разворот с пропиской).
- Ну и наконец само заявление на использование воздушного пространства.
-
По крайней мере мне пришлось в г. Барнауле подавать именно этот пакет документов. Скачать необходимые бланки и образцы документов можете по ссылке в конце этой статьи.
Подавать этот пакет документов можно лично, при посещении уполномоченного госоргана в вашем городе или на емайл, факс и т.д., если таковые предлагаются для доставки.
В моём случае в Барнауле, я использовал для отправки емайл указанный (емайл был убран с той страницы) тут (там же есть номер телефона и факс), но в другой раз мне был предложен (в их ответе) другой метод доставки, через официальный сайт города Барнаула – используя форму для запросов.
В ней указываете “Комитет по дорожному хозяйству…”, затем свои ФИО, контактные данные, почтовый адрес и статус, к которому вы себя относите. Я указал “Другое”, так как себя я отношу к блогерам или свободным СМИ. Если вы Юридическое лицо, то там-же есть вкладка с соответствующей формой, которая в заполнении практически идентична…
Правда файл там можно прикрепить лишь один, потому выход из ситуации такой – сделать многостраничный PDF документ, через емайл и факс, или принести весь пакет документов лично.
Если свои документы Вы доставляли не лично, тогда через некоторое время, например спустя полчаса (в рабочий день) – можете позвонить в тот отдел, который занимается Вашим вопросом и спросить, пришел ли ваш пакет документов и что ещё от вас требуется? Если вам скажут, что ничего более не требуется, тогда уточните о сроках рассмотрения. До истечения срока рассмотрения – вас или уведомят, или вы сами время от времени звоните туда и узнавайте. В итоге вам должны будут выдать разрешительный документ на ИВП, его номер вам пригодится при оформлении далее. Иногда конечно могут отказать или предложить изменить район полетов, в таком случае действуйте по обстоятельствам.
Теперь можем перейти к следующему шагу – оформление полетов в Росавиации. При полетах вне населенных пунктов, но в диспетчерской зоне аэропорта – тогда сразу переходите к следующему шагу, на заморачиваясь вышесказанным (про населенный пункт).
И вот мы подошли к началу оформления непосредственно полётов и первым делом нам понадобится летная карта, чтоб мы могли явно видеть места и координаты, где хотим летать. Для этого обратимся к следующим сайтам:
- https://fpln.ru – Достаточно популярный сайт для подготовки полётных представлений, тут указаны все зоны аэропортов и диспетчерские. Большинство владельцев БВС его как раз и используют. Недостаток лишь один, тут нет информации о текущих ограничениях ВР или МР (временный или местные режимы). Зато регистрация на этом сайте не обязательна, но есть возможность покупки платного тарифа что добавит больше возможностей. Но нам там хватит и того, что доступно бесплатно.
- https://ivprf.ru – Это уже официальный адрес сайта (ЕС ОрВД), на котором доступен весь функционал для оформления полётов на воздушные суда, в т.ч. и квадрокоптеры. Тут к Вашим услугам уже не только указание границ районов, но и сможете видеть все режимы ВР или МР, которые установлены в том или ином месте. На этом сайте нужно будет пройти регистрацию для доступа в личный кабинет. Сам по себе этот процесс вполне простой. В настоящий момент функции ЕС ОрВД выполняет сайт https://sppi.ivprf.ru, информацию о нём читайте ниже.
- И появилась ещё одна система планирования полетов – Небосвод (https://skyarc.ru). В общем принцип работы такой же, как и во втором варианте, помимо сайта есть даже приложение для мобильных устройств (андроид, iOS). Сам сервис максимально автоматизированный и все ошибки будут понятны ещё на этапе заполнения форм. Есть неплохой видео-обзор по этому сервису.
Я лично пользуюсь вторым вариантом, так как там можно видеть в каких местах уже установлены режимы и тогда я могу скорректировать свои координаты, чтоб не задеть границы уже установленного режима. С новой системой “Небосвод” я ещё мало знаком, но обязательно поделюсь тут своим опытом, когда воспользуюсь им.
Напомню, что в этой статье оформляем полёт на примере Западно-Сибирского региона (Алтайский край, город Барнаул), хотя принципиальных различий в других регионах быть не должно. Могу сказать, что только для приграничных районов могут понадобится дополнительные разрешения (ФСБ, ФСО, Росгвардии и прочие…), но мы с вами рассмотрим только стандартное оформление для не приграничных районов.
ЗДЕСЬ РАССМОТРИМ РУЧНОЙ СПОСОБ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЖИМОВ. (заполнение бумаг, подача их в ведомство) Если не хотите бумажной волокиты, то обратитесь к сайтам (СППИ или НЕБОСВОД), на которых можно оформить свои полеты в режиме онлайн.
Возможно вы уже заметили формулировку ВР и МР? Это обозначение режимов для полётов, основное их отличие в том, что если в вашем городе(населенном пункте) имеется международный аэропорт, то тут без вариантов, оформляем представление только на Временный Режим (ВР). Ведь диспетчерская зона вашего аэропорта скорее всего покрывает весь ваш город, но лучше посмотрите карту(ссылки даны выше), где отмечены границы таких диспетчерских зон. В случае, если ваша локация полётов не попадает под диспетчерскую зону международного аэропорта, тогда оформляйте представление на Местный Режим (МР).
И запомните!
Временный режим (ВР) оформляется не позднее, чем за 5 суток до нужной даты полётов.
Местный режим (МР) оформляется не позднее, чем за 3 суток до нужной даты полётов.
Это кстати не все их различия. Бланки представлений почти одинаковы, их различия лишь в “шапке”, где адресатами значится либо начальник Зонального центра вашего региона, если оформляете МР – либо начальник Единого центра, если оформляете ВР. Само их заполнение практически идентично. Вот пример из двух представлений:
ВАЖНО! И помните, если вы оформляете временный режим (ВР), то перед подачей его в единый центр, его нужно согласовать с Вашим зональным центром и указать кто именно согласовал его Вам, а затем можете подавать представление на ВР в единый центр.
Надеюсь на показанных примерах вам многое стало понятно, но наверняка есть и вопросы по некоторым моментам, особенно, если вы делаете это впервые. Сразу заполняем данные вашего дрона – его название, вес и регистрационный номер. Затем указываем желаемые даты полётов, можно указать до трех дат основным и до трех резервных (если есть необходимость в этом).
Давайте теперь ненадолго остановимся на координатах, времени по Гринвичу и высоте от уровня моря.
И так, что такое географические координаты и где их брать? Если интересно в принципе, что это и зачем, то добро пожаловать в Википедию:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Географические_координаты
Мы же сразу начнем работать с ними. Как правило, если вы летаете на квадрокоптере, то зона вашего полёта определяется радиусом окружности с центром в середине. Так вот, середина и будут теми самыми координатами. зайдём на сайт FPLN и найдем на карте точку, которая будет серединой нашего радиуса. Ну примерно так:
Перемещаем курсор мыши туда, где предположительно будет центр Вашей окружности и смотрим в левый нижний угол (как на картинке). Видим географические координаты, если в вашем случае они выглядят иначе, то их формат можно поменять в настройках этого сайта (вверху, справа). И вот в моём случае я получил следующие цифры:
53°20'51''N 083°46'44''E
Примечание автора: Внимание, координаты на этапе подачи плана полёта подаются в сокращенном виде – 5320N08346E, а в поле RMK/ZONA в виде 532051N0834644E, все подробности читайте ниже, в разделе составления плана полёта.
На моём примере, эти координаты находятся рядом с нулевым километром города Барнаула. Центр окружности в принципе мы определили, но теперь нам нужно определить размер(радиус) этой самой окружности. В моём случае это 0.6 км, т.е. радиус 600 метров от центра окружности. На картинках с представлениями это явно указано (в поле Зона).
Ладно с координатами вроде разобрались, но к ним мы ещё вернемся, когда начнем заполнять план полётов. Теперь на какой высоте будем летать. Все высоты в авиации считаются от уровня моря(AMSL), а значит нам нужно определить высоту над уровнем моря в вашей зоне полётов и тут важно понимать на какой высоте относительно уровня моря находится земная поверхность, где вы совершать будете свой полёт.
На примере указано от 0 до 149 метров фактическая высота над земной поверхностью (AGL) и соответственно от уровня моря (AMSL) будет в этом случае от 246 до 395 метров. Ведь ниже значения “от” получается уже земля, а под землёй летать не получится (как бы вы этого не хотели).
Дальше вписываем эти высоты в наше представление. В моём случае я указал в бланке представления 200 метров т.е. от 0 до 200 метров по AGL и от 0 до 500 по AMSL, что неправильно – согласно полученным данным вписываем так (немного округляя высоты, ведь это пригодится при составлении планов полетов) и получилось у нас так:
от 0 до 150 метров (по AGL) и от 250 до 400 метров (по AMSL).
Вписываем данные по высотам в нужные поля представления и идем дальше…
Теперь время действия вашего режима и указывать его необходимо только в формате UTC т.е. по Гринвичу. В моём случае общая продолжительность работ указана с 1:00 по 15:00, по местному времени получается с 8:00 по 22:00, учитывая, что разница моего региона с UTC +7 часов.
Теперь указываем вид деятельности, т.е. причину полёта. Тут указать можете вашу причину. Ниже примечание указываете по необходимости. Ещё ниже указываете свои контактные данные, своё ФИО или название вашей организации. Кто ваш пилот, разработчик представления и руководитель мероприятия. Скорее всего это будет один человек – Вы, а значит указываете свои данные, если у вас организация и несколько человек оформляют представление – указывать тогда каждого человека в своём поле (пилота, разработчика представления и руководителя мероприятия). Контакты диспетчеров также возможно придётся изменить в вашем случае, если у вас другой регион.
После заполнения представления на ВР, его требуется в первую очередь согласовать с начальником зонального центра вашего региона, в моём случае ЗЦ находится в Новосибирске и когда вам перезвонит начальник ЗЦ, утвердит ваше согласование и назовет свою фамилию – можете направлять своё представление на ВР в ЕЦ (Единый центр), который находится в Москве. Обязательно потребуется на этом же бланке представления указать, с кем именно он был согласован. Если, вы всё сделали верно, то ЕЦ присвоит номер вашему ВР, например ВР1399, обычно ваш режим начинает отображаться сразу на карте сайта ЕЦ ОрВД (теперь нужно использовать сайт https://ivprf.ru), как только его вам присвоят. Как вариант можете позвонить в ЕЦ (+74956010745), чтоб уточнить свой номер ВР. Если с вашей стороны были допущены ошибки, вам сообщат об этом и вам придётся устранить их.
Как направлять своё представление (ВР или МР) на полёты? На сайте https://zs.ivprf.ru (теперь нужно использовать сайт https://ivprf.ru) описано несколько способов, такие например, как факсимильной связью и электронной почтой. Я выбрал второй способ. для меня он привычнее и удобнее. Адреса электронной почты в ЗЦ или ЕЦ можно найти на этом же сайте (титульная страница) (теперь нужно использовать сайт https://ivprf.ru).
Как оформлять местный режим? Тут ещё проще, Вам нужно примерно сделать всё тоже самое, только в шапке представления адресатом должен значится начальник вашего ЗЦ, а запрос должен относится к установлению местного режима. Отсылать его в ЕЦ не нужно, всё делается только с вашим ЗЦ. Когда вы всё сделали без ошибок, вам дадут номер местного режима, примерно как МР1944. Если были ошибки, либо вам перезвонят, либо вы сами позвоните в ЗЦ и уточните, что не так. Образцы заполнения бланков представлений мы уже приводили в этой статье, скачать их для заполнения можете по ссылке в конце статьи.
Если вам уже дали номер режима ВР или МР (смотря что вы оформили), следующий шаг – это оформление плана полётов. Он должен подаваться примерно за сутки, до даты полёта. В моём случае он подаётся на ту же электронную почту, что и представление на ВР или МР.
Давайте рассмотрим пример заполнения плана полётов, который подаётся на бланке телеграммы:
В принципе на примере по картинке дословно понятно, что и как заполнять, но давайте немного пробежимся по его полям…
Куда, Кому – тут в принципе понятно, нужно указать ваш зональный центр, в моём случае это Новосибирский ЗЦ.
Строка отправителя – Тут указываете полностью ваше ФИО или Вашу организацию.
а теперь основная часть этой телеграммы, где указываем план полётов, а начинается он с открытой скобки и надписи SHR-ZZZZZ, эту часть пропускаем, в нашем случае она не понадобится, идем дальше:
-ZZZZ0100 – обращаем внимание на цифры 0100, это время начала вылета в формате UTC, т.е. в 01:00 мы начинаем летать на нашем квадрокоптере. По местному(Барнаульскому) это получается в 8:00 (+7 часов).
-M0000/M0050 – тут указан диапазон высот над уровнем моря (AMSL), в данном случае от 0 до 500 метров, если бы тут было указано -M0000/M0500, тогда бы это означало от 0 до 5000 метров. В нашем случае тут вписываем то, что у нас получилось и мы вписывали в представление, а именно:
-M0025/M0040
Что соответствует высотам от 250 метров до 400 метров над уровнем моря. Идем далее…
/ZONA R001 5320N08346E / – тут указан размер нашего радиуса, а именно 1 километр по координатам 5320N08346E (тут координаты, как вы заметили имеют сокращенный вид, так и указывайте). Следует помнить, что размер радиуса окружности указывается кратно километру, т.е. 1, 2, 3 и т.д. Если у вас радиус в представлении указан менее 1 километра, к примеру как у меня 600 метров, то в этом поле радиус указывать не нужно. Выглядеть оно тогда будет так /ZONA 5320N08346E / и в моем случае именно так и указано, ведь у меня радиус был указан в представлении 600 метров. Если вы оформляете представлении радиусом более, чем 1 километр, то соблюдайте кратность километру, например подавайте представление на радиус в 2 километра, тогда и на этапе подачи плана полёта вам будет удобнее.
Иногда радиус могут потребовать указать, несмотря на то, что он у вас в представлении меньше 1 км, тогда указывайте R001. Лучше тогда сразу оформлять в представлении с радиусом 1 км, чтоб уже при подаче плана полета не было противоречий с этим.
-ZZZZ0700 – это продолжительность нашего полёта, время в формате UTC т.е. в течении 7-ми часов будем работать, а именно летать на нашем квадрокоптере.
-DOF/210509 – в этом поле указана дата нашего полёта, т.е. 9 мая 2021 года.
REG/007j455 – тут указываете регистрационный номер вашего квадрокоптера (БВС), вместо 007j455.
DEP/5320N08346E DEST/5320N08346E – тут сразу два поля – аэродром вылета и прилета, но заполняем их одинаково, координатами нашего центра радиуса.
EET/UNBB0001 – тут указывается диспетчерская зона (её индекс) и через какое время мы там окажемся, т.е. в моем случае над городом Барнаулом индекс UNBB, а время нашего прилета туда моментальная, ведь наш БВС взлетает именно там, а значит хватит одной секунды т.е. 0001.
TYP/BLA – тут всё понятно, тип нашего воздушного судна – беспилотник. Оставляем как есть.
OPR/ИВАНОВ И.И. – кто оператор дрона т.е. пилот нашего квадрокоптера. Указываем себя или свою организацию(если ранее в представлении вместо фамилии вы указали именно организацию).
RMK/ЗОНА РАДИУСОМ 0,6KM С ЦЕНТРОМ 532051N0834644E ВР1244,
ТЕЛ. ОПЕРАТОРА +79999990000 ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ, РАЗРЕШЕНИЕ ГОРОДА №71 ОТ
29.04.2021
И наконец последнее поле плана полётов RMK/ЗОНА, тут даём более точную расшифровку параметров нашего полёта: радиус, координаты его центра, номер режима, телефон оператора, ФИО оператора и в конце указываем номер разрешения, если оформляли полёт в населённом пункте.
В конце телеграммы указываем дату, свои контактные данные, ФИО и подпись. После чего отправляете в свой ЗЦ. Спустя минут 10 – 15, можете позвонить в свой ЗЦ и узнать о получении плана полётов (в Новосибирском ЗЦ это 383 3190009) , вам либо подтвердят его получение и принятие в работу, либо скажут исправить ошибки и повторно отправить. Если всё правильно, то поздравляю, можем приступать к началу наших манёвров…
И вот наступил тот долгожданный день наших полётов. Теперь мы должны
связаться с диспетчерами и порядок таков(на примере города Барнаула):
По факту звонка диспетчеру, назвать номер режима (ВР или МР), свою фамилию, а дальше по инструкции согласно ниженаписанному…
1. ЗА 2 ЧАСА ЗВОНОК В ЗЦ 383 3190916, чтоб подтвердить своё намерение полётов.
2. НЕ ПОЗДНЕЕ 5 МИНУТ ЗВОНОК В БАРНАУЛ 3852 243659 И В РЦ 383 3190916 (перед началом взлета)
3. НЕ ПОЗДНЕЕ 5 МИНУТ ЗВОНОК В БАРНАУЛ 3852 243659 И В РЦ 383 3190916 (доложить об окончании полетов или, если это окончание всех работ по режиму МР или ВР – попросить о снятии установленного режима)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Допускается использование вместо указанных телефонов, если таковые по техническим или прочим причинам будут недоступны – следующих номеров: Новосибирский РЦ 383 3190918 и Барнаульский 24-02-08.
Если у вас был установлен временный режим, то для его снятия необходимо будет позвонить в Единый центр(в Москве который). Скорее всего вам об этом напомнят и сами диспетчера, когда вы будете звонить в ЗЦ. Лично я использовал для звонка в единый центр следующий телефон +74956010664, но вас при необходимости могут попросить позвонить на другой номер.
И напоследок насчет страхования дронов, согласно статье ВЗК РФ 131, об этом я читал кучу публикаций на эту тему в интернете. Сама услуга прямо скажем не из дешевых и если вы не занимаетесь коммерческой деятельностью, то я не вижу смысла тратить большие суммы на страховку… Тем более ведомства выдающие разрешения на полёт в настоящий момент не спрашивают страховку и до тех пор можно оформлять свои полёты без этой страховки. Вот когда введут аналог ОСАГО или КАСКО (как при покупке авто) и ведомства выдающие разрешения будут проверять страховку, то тут уже или придётся раскошелиться на страховку, или летать “втихушку” или вообще придётся забыть про это своё хобби. Надеюсь, что до таких крайностей наши власти не придут, либо страховку гражданских БВС сделают более доступной.
PS: скачать все нужные формы и образцы их заполнения можете здесь.