Публикация в группе: блог Виталия Чанкина
И для начала рекомендуем почитать про текущие запреты и принятые постановления (под спойлером ниже)
Для Барнаула и Алтайского края:
Дополнение: неактуальная информация перечеркнута, я направлял запрос в дорожный комитет Барнаула, откуда пришел ответ, суть которого заключается в том, что теперь (с июня 2023 года) можно оформлять разрешения на ИВП в городе, как и раньше. Документ ответа комитета ниже…

С 1 марта 2024 принято постановление на упрощение запуска беспилотников
Как сообщается в некоторых источниках, данное постановление направлено для упрощения запуска беспилотников до 30 кг в населенных пунктах, при соблюдении некоторых условий:
- Исключительно в светлое время суток
- до 150 метров на земной или водной поверхностью
- в поле прямой видимости оператора
- вне запретных зон, установленных Министерством транспорта РФ
- без предоставления властям плана перемещения БПЛА весом до 30 кг
И казалось бы, вот и дождались — теперь любители творческой авиасъемки могут вздохнуть спокойно, но не все так безоблачно, как хотелось бы. Смущает 4-й пункт в указанном списке, про запретные зоны, а они почти наверняка есть в крупных городах вроде Барнаула, Новосибирска и т.п. Наличие аэропорта уже перечеркивает на НЕТ принятое 1 марта 2024 года постановление. Ведь раньше и без этого постановления в принципе можно было запускать дрон где ни будь на периферии, за городом, отъехав за диспетчерскую зону аэропорта или его контрольную точку. К сожалению нет четкого объяснения этому на данный момент, хотя в СППИ уже есть некий «намек» на это, при планировании полетов. Так например внимание на скриншот:

И как видим, есть очевидные соответствия с принятым положением, зеленый список того, какие условия нами выполнены, но одновременно есть и ограничение, по факту наличия рядом с Барнаулом — международного аэропорта, что означает о необходимости бюрократической процедуры оформления полетов, как и раньше. Но есть и положительная новость, на примере того же Бийска, где нет аэропорта, а значит как бы можно летать без бюрократических проволочек, внимание на скриншот ниже:

Да, если верить этой информации из скриншота, мы можем брать дрон и идти спокойно летать в указанный район Бийска, но кто желает проверить? Просто нет полной уверенности в этом, пока не будут полные разъяснения от городских властей тех населенных пунктов, где будете летать. Хотя само наличие такого постановления, уже даёт хорошие надежды для тех, кто занимается творческой съёмкой с воздуха.
PS: Но почему нельзя просто разрешить в любом городе до 150 метров над землей запускать дрон? В любом случае аэропорту это никак не помешает. Зачем постоянно мешать творческим людям и создавать сложности?
Актуальная информация об этом, так же содержится на сайте ГОСУСЛУГ — Когда не нужно получать разрешение на полёты БПЛА
Ну а теперь перейдем к непосредственной подготовке полетов вашего дрона:
И так, вы приобрели квадрокоптер и хотели бы начать свой первый полёт с целью получить красивые кадры с камеры своего дрона, но не хотели бы при этом иметь проблем с законом, что делать? Первым делом вы должны поставить свой квадрокоптер на учет, поможет Вам в этом информация на сайте Федерального Агентства Воздушного транспорта (Росавиация):
Перейдя по указанной ссылке, Вам будет предложено несколько способов зарегистрировать ваш дрон. Выбирайте тот, который наиболее удобен для вас и выполните все рекомендации, ведь любая ошибка может быть причиной начать всё сначала. Укажите точно данные квадрокоптера, свои личные данные и приложите фотографии (от 1 до 3) вашего квадрокоптера. Рекомендации к фото найдете так же по указанной ссылке.
ВАЖНО! начиная с 19.03.2022 г. все БВС весом от 150 граммов необходимо регистрировать в установленном законом порядке на общих основаниях! Так что теперь владельцы MAVIC MINI (и им подобных) с весом 249 грамм теперь должны тоже проходить через такую процедуру… Однако есть и хорошая новость, владельцам дронов 249 грамм нет необходимости оформлять разрешение в населенном пункте, что существенно ускоряет процесс подготовки полетов.*Виталий Ч.
Далее, уже спустя несколько дней (обычно в течении 14 дней, а иногда раньше), на указанный Вами адрес электронной почты придёт уведомление, в котором должен содержаться ответ, если это положительный ответ — то в приложении к письму будет официальный бланк Росавиации с регистрационным номером вашего дрона. В противном случае в письме будут просто рекомендации по исправлению ошибок, а иногда могут даже позвонить вам (если ранее вы указали свой номер телефона), но далеко не факт, что Вам позвонят. Скорее всего в таком случае придет отказ с указанием ошибок и Вам все придется делать сначала.
В случае успешной регистрации дрона вы получите по электронной почте примерное содержание бланка с постановкой на учет БВС:

Затем, когда регистрационный номер уже у вашего дрона есть, вам необходимо нанести его на его корпус. Рекомендации опять же найдете по уже указанной выше ссылке. В принципе сам процесс нанесения номера на корпус БВС вполне простой, можно как вариант использовать перманентный маркер…
И ещё, если у вас дрон 249 грамм и легче, можете смело пропускать эту информацию и переходить к следующему шагу.*Виталий Ч.
Если вы планируете летать в населенном пункте, например в черте города и ваш дрон тяжелее 249 грамм* — то придётся согласовать это с местной администрацией. Например в Барнауле этим занимается «Комитет по дорожному хозяйству». В Вашем городе этим может заниматься другой орган местного самоуправления. Весь необходимый пакет документов можете доставить туда лично или посредством емайл, факса и т.п., если такие варианты предусмотрены в ведомстве вашего населенного пункта.
Пакет документов, который потребуется на примере города Барнаула:
-
-
- Уведомление о постановке на учет указанного Вами БВС. (который пришел вам из Росавиации)
- Страница с техническими характеристиками указанного Вами БВС (квадрокоптера).
- Согласие на обработку персональных данных. (бланк скачать можно тут )
- Скан Вашего паспорта (разворот где выдан, ФИО и разворот с пропиской).
- Ну и наконец само заявление на использование воздушного пространства.
-
По крайней мере мне пришлось в г. Барнауле подавать именно этот пакет документов. Скачать необходимые бланки и образцы документов можете по ссылке в конце этой статьи.
Подавать этот пакет документов можно лично, при посещении уполномоченного госоргана в вашем городе или на емайл, факс и т.д., если таковые предлагаются для доставки.
В моём случае в Барнауле, я использовал для отправки емайл указанный (емайл был убран с той страницы) тут (там же есть номер телефона и факс), но в другой раз мне был предложен (в их ответе) другой метод доставки, через официальный сайт города Барнаула — используя форму для запросов.
В ней указываете «Комитет по дорожному хозяйству…», затем свои ФИО, контактные данные, почтовый адрес и статус, к которому вы себя относите. Я указал «Другое», так как себя я отношу к блогерам или свободным СМИ. Если вы Юридическое лицо, то там-же есть вкладка с соответствующей формой, которая в заполнении практически идентична…
Правда файл там можно прикрепить лишь один, потому выход из ситуации такой — сделать многостраничный PDF документ, через емайл и факс, или принести весь пакет документов лично.
Если свои документы Вы доставляли не лично, тогда через некоторое время, например спустя полчаса (в рабочий день) — можете позвонить в тот отдел, который занимается Вашим вопросом и спросить, пришел ли ваш пакет документов и что ещё от вас требуется? Если вам скажут, что ничего более не требуется, тогда уточните о сроках рассмотрения. До истечения срока рассмотрения — вас или уведомят, или вы сами время от времени звоните туда и узнавайте. В итоге вам должны будут выдать разрешительный документ на ИВП, его номер вам пригодится при оформлении далее. Иногда конечно могут отказать или предложить изменить район полетов, в таком случае действуйте по обстоятельствам.
Теперь можем перейти к следующему шагу — оформление полетов в Росавиации. При полетах вне населенных пунктов, но в диспетчерской зоне аэропорта — тогда сразу переходите к следующему шагу, на заморачиваясь вышесказанным (про населенный пункт).
И вот мы подошли к началу оформления непосредственно полётов и первым делом нам понадобится летная карта, чтоб мы могли явно видеть места и координаты, где хотим летать. Для этого обратимся к следующим сайтам:
1. Небосвод (https://skyarc.ru). Частный сервис, упрощающий процесс оформлений предстоящих полетов вашего БВС. Сам сервис максимально автоматизированный и все ошибки будут понятны ещё на этапе заполнения форм. Есть неплохой видео-обзор (хоть и уже старый) по этому сервису.
Помощь по работе с системой «Небосвод» (F.A.Q.) — skyarc.ru/terms/faq
Теперь по плюсам и минусам:
ПЛЮСЫ — Интуитивный и удобный интерфейс. Нет необходимости отдельно подавать планы полетов, особенно если у вас несколько дней назначено для предстоящих воздушных работ, вы один раз оформили и система «Небосвод» автоматически будет направлять их в Единый центр ОрВД. Так же есть удобное приложение для iOS и Android, в котором кроме оформлений полетов, так же можно управлять многими моделями дронов от DJI.
МИНУСЫ — Если вы работаете от имени юр. лица, даже если вы сами частное лицо, то придется оформлять расширенный аккаунт на «Небосводе». Для этого необходимо подать запрос. Например, если разрешительные документы на полет получала организация, а вы как исполнитель (оператор дрона) просто производите оформление данного полета через свой аккаунт на данном сайте, тогда вам могут деликатно отказать в этом, ссылаясь, что те самые документы выданы на юр. лицо, а у вас нет полномочий проводить их через систему «Небосвод».
Мой вердикт: Если вы работаете с БВС исключительно как частное лицо — то система «Небосвод» идеально вам может подойти, иначе… Иначе читаем следующий пункт.
2. ivprf.ru он же sppi.ivprf.ru — Система представления планов полетов по сети Интернет
Это уже официальный адрес сайта (ЕС ОрВД), на котором доступен весь функционал для оформления полётов на воздушные суда, в т.ч. и квадрокоптеры. Тут к Вашим услугам уже не только указание границ районов, но и сможете видеть все режимы ВР или МР, которые установлены в том или ином месте. На этом сайте нужно будет пройти регистрацию для доступа в личный кабинет. Сам по себе этот процесс вполне простой, хотя по сравнению с «Небосводом» он может показаться чуть более сложным, но главное начать и всё станет ясно!
ПЛЮСЫ — Официальный — государственный сайт ведомства ОрВД, а значит вас ничего не ограничивает здесь и даже будучи частным лицом — сможете работать даже в связке с юр.лицами. Достаточно удобный интерфейс, хотя и частично уступает «Небосводу».
МИНУСЫ — По «юзабильности» интерфейс СППИ немного уступает «Небосводу» и нет автоматической отправки полетных планов. На сайте есть некоторые недочеты и мелкие баги. Например, если вы отправили представление на режим, то вы можете его не увидеть в списке. Для решения этой проблемы — придется нажать на «кисточку» для очистки фильтров, чтоб увидеть все свои представления на режимы. Другой баг или «фича» относится к географическим координатам, при загрузке их списка для обозначения периметра-зоны фигуры многоугольника, система почему то автоматически меняет их (округляет) и в результате получаете другую конфигурацию периметра… Точность страдает… Как решить эту проблему, я так и не понял, по этой причине я не пользуюсь картами там для визуального оформления, а заполняю представления и планы полетов через формы.
Мой вердикт: Если вы работаете часто с юр.лицами, подавая их разрешения на полеты, то этот сервис однозначно лучше подходит вам. Ну и ещё, если вы достаточно опытный интернет пользователь, то быстро освоите интерфейс СППИ. Впрочем и для новичков там есть «любительский режим» и освоить его вполне будет по силам.
3. https://fpln.ru — Этот сайт уже достаточно давно работает и достаточно удобен для предварительной подготовки, но… Давайте сразу к его плюсам и минусам:
ПЛЮСЫ — Достаточно удобная и понятая карта, можно предварительно просмотреть информацию о диспетчерских зонах и получить прочую общую информацию.
МИНУСЫ — К сожалению сервис в бесплатном режиме сильно ограничен. Для формирования списка координат, чтоб нарисовать периметр — понадобится покупать платную подписку.
Мой вердикт: Если вы работаете исключительно с зонами полетов в виде радиуса-окружности, то этот сервис может быть вам полезен для предварительной подготовки.
Я лично пользуюсь вторым вариантом, так как там можно видеть в каких местах уже установлены режимы и тогда я могу скорректировать свои координаты, чтоб не задеть границы уже установленного режима. С новой системой «Небосвод» я ещё мало знаком, но обязательно поделюсь тут своим опытом, когда воспользуюсь им.
Напомню, что в этой статье оформляем полёт на примере Западно-Сибирского региона (Алтайский край, город Барнаул), хотя принципиальных различий в других регионах быть не должно. Могу сказать, что только для приграничных районов могут понадобится дополнительные разрешения (ФСБ, ФСО, Росгвардии и прочие…), но мы с вами рассмотрим только стандартное оформление для не приграничных районов.**
ЗДЕСЬ РАССМОТРИМ РУЧНОЙ СПОСОБ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЖИМОВ. (заполнение бумаг, подача их в ведомство) Если не хотите бумажной волокиты, то обратитесь к сайтам (СППИ или НЕБОСВОД), на которых можно оформить свои полеты в режиме онлайн.
Теперь бумажной волокиты никому не грозит — всё оформление происходит только через указанные выше сайты!
Возможно вы уже заметили формулировку ВР и МР? Это обозначение режимов для полётов, основное их отличие в том, что если в вашем городе(населенном пункте) имеется международный аэропорт, то тут без вариантов, оформляем представление только на Временный Режим (ВР). Ведь диспетчерская зона вашего аэропорта скорее всего покрывает весь ваш город, но лучше посмотрите карту(ссылки даны выше), где отмечены границы таких диспетчерских зон. В случае, если ваша локация полётов не попадает под диспетчерскую зону международного аэропорта, тогда оформляйте представление на Местный Режим (МР).
Более подробно я опишу этот процесс, оформления представлений через сайты СППИ и НЕБОСВОД позднее, в принципе там все достаточно легко, особенно через Небосвод, а пока перейдём далее…
Если вам уже дали номер режима ВР или МР (смотря что вы оформили), следующий шаг — это оформление плана полётов. Он должен подаваться примерно за сутки, до даты полёта. В моём случае он подаётся на ту же электронную почту, что и представление на ВР или МР.
Давайте рассмотрим пример заполнения плана полётов, который подаётся на бланке телеграммы…
Теперь и планы полетов подаются через сайты СППИ и Небосвод, а бланк телеграммы оставлю лишь для наглядности, как в принципе выглядят данные, которыми будете заполнять форму на сайте при подаче плана полета.
Немного пройдемся по обозначениям:
а теперь основная часть этой телеграммы, где указываем план полётов, а начинается он с открытой скобки и надписи SHR-ZZZZZ, эту часть пропускаем, в нашем случае она не понадобится, идем дальше:
-ZZZZ0100 — обращаем внимание на цифры 0100, это время начала вылета в формате UTC, т.е. в 01:00 мы начинаем летать на нашем квадрокоптере. По местному(Барнаульскому) это получается в 8:00 (+7 часов).
-M0000/M0050 — тут указан диапазон высот над уровнем моря (AMSL), в данном случае от 0 до 500 метров, если бы тут было указано -M0000/M0500, тогда бы это означало от 0 до 5000 метров. В нашем случае тут вписываем то, что у нас получилось и мы вписывали в представление, а именно:
-M0025/M0040
Что соответствует высотам от 250 метров до 400 метров над уровнем моря. Идем далее…
/ZONA R001 5320N08346E / — тут указан размер нашего радиуса, а именно 1 километр по координатам 5320N08346E (тут координаты, как вы заметили имеют сокращенный вид, так и указывайте). Следует помнить, что размер радиуса окружности указывается кратно километру, т.е. 1, 2, 3 и т.д. Если у вас радиус в представлении указан менее 1 километра, к примеру как у меня 600 метров, то в этом поле радиус указывать не нужно. Выглядеть оно тогда будет так /ZONA 5320N08346E / и в моем случае именно так и указано, ведь у меня радиус был указан в представлении 600 метров. Если вы оформляете представлении радиусом более, чем 1 километр, то соблюдайте кратность километру, например подавайте представление на радиус в 2 километра, тогда и на этапе подачи плана полёта вам будет удобнее.
Иногда радиус могут потребовать указать, несмотря на то, что он у вас в представлении меньше 1 км, тогда указывайте R001. Лучше тогда сразу оформлять в представлении с радиусом 1 км, чтоб уже при подаче плана полета не было противоречий с этим.
-ZZZZ0700 — это продолжительность нашего полёта, время в формате UTC т.е. в течении 7-ми часов будем работать, а именно летать на нашем квадрокоптере.
-DOF/210509 — в этом поле указана дата нашего полёта, т.е. 9 мая 2021 года.
REG/007j455 — тут указываете регистрационный номер вашего квадрокоптера (БВС), вместо 007j455.
DEP/5320N08346E DEST/5320N08346E — тут сразу два поля — аэродром вылета и прилета, но заполняем их одинаково, координатами нашего центра радиуса.
EET/UNBB0001 — тут указывается диспетчерская зона (её индекс) и через какое время мы там окажемся, т.е. в моем случае над городом Барнаулом индекс UNBB, а время нашего прилета туда моментальная, ведь наш БВС взлетает именно там, а значит хватит одной секунды т.е. 0001.
TYP/BLA — тут всё понятно, тип нашего воздушного судна — беспилотник. Оставляем как есть.
OPR/ИВАНОВ И.И. — кто оператор дрона т.е. пилот нашего квадрокоптера. Указываем себя или свою организацию(если ранее в представлении вместо фамилии вы указали именно организацию).
RMK/ЗОНА РАДИУСОМ 0,6KM С ЦЕНТРОМ 532051N0834644E ВР1244,
ТЕЛ. ОПЕРАТОРА +79999990000 ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ, РАЗРЕШЕНИЕ ГОРОДА №71 ОТ
29.04.2021
И наконец последнее поле плана полётов RMK/ЗОНА, тут даём более точную расшифровку параметров нашего полёта: радиус, координаты его центра, номер режима, телефон оператора, ФИО оператора и в конце указываем номер разрешения, если оформляли полёт в населённом пункте.
Позднее тут также опишу процесс подачи планов полетов через сайты… Давайте пока перейдем к шагу, где мы начинаем общение с диспетчерами перед началом работ.
И вот наступил тот долгожданный день наших полётов. Теперь мы должны
связаться с диспетчерами и порядок таков(на примере города Барнаула):
По факту звонка диспетчеру, назвать номер режима (ВР или МР), свою фамилию, а дальше по инструкции согласно ниженаписанному…
1. ЗА 2 ЧАСА ЗВОНОК В ЗЦ 383 3190916, чтоб подтвердить своё намерение полётов.
2. НЕ ПОЗДНЕЕ 5 МИНУТ ЗВОНОК В БАРНАУЛ 3852 243659 И В РЦ 383 3190916 (перед началом взлета)
3. НЕ ПОЗДНЕЕ 5 МИНУТ ЗВОНОК В БАРНАУЛ 3852 243659 И В РЦ 383 3190916 (доложить об окончании полетов или, если это окончание всех работ по режиму МР или ВР — попросить о снятии установленного режима)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Допускается использование вместо указанных телефонов, если таковые по техническим или прочим причинам будут недоступны — следующих номеров: Новосибирский РЦ 383 3190918 и Барнаульский (385-2) 24-02-08.
Если у вас был установлен временный режим, то для его снятия необходимо будет позвонить в Единый центр(в Москве который). Скорее всего вам об этом напомнят и сами диспетчера, когда вы будете звонить в ЗЦ. Лично я использовал для звонка в единый центр следующий телефон +74956010664, но вас при необходимости могут попросить позвонить на другой номер.
Ну и насчет страхования БВС… Если кратко, то необязательно, но под спойлером можете почитать подробнее, почему так.
Тем более ведомства выдающие разрешения на полёт в настоящий момент не спрашивают страховку и до тех пор можно оформлять свои полёты без этой страховки. Вот когда введут аналог ОСАГО или КАСКО (как при покупке авто) и ведомства выдающие разрешения будут проверять страховку, то тут уже или придётся раскошелиться на страховку, или летать «втихушку» или вообще придётся забыть про это своё хобби. Надеюсь, что до таких крайностей наши власти не придут, либо страховку гражданских БВС сделают более доступной.
PS: скачать все нужные формы и образцы их заполнения можете здесь.
полезные ссылки: контакты региональных центров ЕС ОрВД
* Лучше уточните этот момент у местной администрации, дабы избежать возможных недоразумений…(примечание автора о необходимости получать разрешение на полеты на БВС весом от 150 граммов)
** В зоне СВОСВОСпециальная Военная Операция и прилегающих к нему районах действуют на текущий момент (2025 год) особые условия и гражданским дронам в принципе сейчас недоступна возможность оформления полетов. Во многих областях РФ так же частично действуют подобные запреты на запуск гражданских дронов (требуется уточнять в вашем регионе).